Казахстан обладает всеми классическими характеристиками средней державы: стратегическое расположение, богатые природные ресурсы и приверженность международным принципам и сотрудничеству.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, безусловно, находится на пути к повышению дипломатического авторитета своей страны, превратив ее в «среднюю державу» — концепция, родившаяся во время холодной войны для характеристики государств, которые «бьют выше своего веса» в мировой политике. Эти страны, не считающиеся ни большими, ни малыми державами, могут иметь глобальное значение, выходящее за рамки простого регионального профиля. Канада является прототипом средней державы. Австралия также часто упоминается в этом контексте.

Средние державы часто ассоциируются с экономической значимостью (например, из-за их энергетических ресурсов) в сочетании с тем, что ученые называют их «стандартным предпринимательством». Как правило, они оказывают влияние не с помощью военной силы, а скорее дипломатическими средствами, часто включающими их роль в разрешении конфликтов.

Казахстан обладает всеми классическими характеристиками средней державы: стратегическое расположение, богатые природные ресурсы и приверженность международным принципам и сотрудничеству. Казахстан постоянно делает упор на многосторонность и разрешение конфликтов в своей международной дипломатии.

Одним из ключевых факторов, способствующих превращению Казахстана в среднюю державу, является его приверженность проведению и участию в международных политических конференциях. В последние годы Казахстан позиционирует себя как нейтральная площадка для диалога и посредничества. Например, в январе 2017 года страна провела переговоры на высоком уровне по сирийской гражданской войне в Астане, объединив сирийское правительство, оппозиционные силы и региональные заинтересованные стороны, такие как Россия, Иран и Турция, в рамках Астанинского процесса, который с тех пор сыграл ключевую роль в содействии прекращению огня и оказании гуманитарной помощи.

В 2013 г. Казахстан также способствовал переговорам между Ираном и странами гарантами «5+1» (США, Россия, Китай, Франция, Великобритания и Германия), кульминацией которых стало подписание Совместного всеобъемлющего плана действий (СВПД). в 2015 году. В качестве непостоянного члена Совета Безопасности ООН (СБ ООН) с 2017 по 2018 год Казахстан уделял особое внимание таким важным вопросам, как нераспространение оружия массового уничтожения, предотвращение конфликтов и борьба с терроризмом. Точно так же он сыграл важную роль в преодолении гуманитарного кризиса в Афганистане после политических беспорядков в стране в 2021 году.

Казахстан выработал свою позицию по украинскому кризису, политику непризнания Донецка и Луганска как независимых государств. Такая смелая последовательность в продвижении стратегического нейтралитета в регионе, соседствующем с Россией и Китаем, способствовала усилиям по укреплению принципов ООН в поддержку мирового порядка, а также региональным перспективам большей многосторонности.

Примечательно, что Казахстан становится средней державой на восточном берегу Каспийского моря одновременно с Азербайджаном на его западном берегу. Развитие их двустороннего сотрудничества способствует более глубокой интеграции в регионе, укрепляя структуру его безопасности. В качестве примера можно привести недавнее соглашение с Азербайджаном об использовании полной пропускной способности Транскаспийского международного транспортного маршрута (TCITR). TCITR, также известный как Срединный коридор, проходит из Китая в Европу через Среднюю Азию и Южный Кавказ.

Последняя двусторонняя встреча между Казахстаном и Азербайджаном последовала за преобразованием Тюркского совета в 2021 году в Организацию тюркских государств (ОТГ). Созданный в 2009 году Тюркский совет изначально был площадкой для диалога и сотрудничества между Азербайджаном, Казахстаном, Кыргызстаном и Турцией. Создание OTГ было естественным развитием Тюркского совета, который с годами превратился в более всеобъемлющую организацию, охватывающую экономические, культурные, образовательные вопросы и вопросы безопасности.

Казахстанская дипломатия была движущей силой как создания Тюркского совета, так и, под руководством Токаева, его более поздней институционализации в качестве ОТГ. Этот сдвиг позволил таким странам, как Казахстан и Азербайджан, укрепить связи и более эффективно работать вместе над решением региональных проблем. Самаркандская декларация OTS от ноября 2022 года, принятая по случаю его девятой встречи на высшем уровне, изложила широкую, но обоснованную многостороннюю программу сотрудничества в области внешней политики и безопасности, а также в области экономики и отношений между людьми и укрепления институционализация тюркско-мировой деятельности.

Страна имеет хорошие возможности для сотрудничества с Азербайджаном, чтобы играть ключевую геополитическую и геоэкономическую роль средней силы в регионе Каспийского моря. Каждый из них является экономическим центром своей области с огромными энергетическими ресурсами и стабильным политическим климатом, что делает его привлекательным партнером для региональных и мировых держав. Точно так же Азербайджан является важным игроком на Южном Кавказе, важным транзитным узлом для поставок нефти и газа, соединяющим Европу и Азию, включая транзит энергоресурсов из Казахстана на запад. Их недавнее двустороннее соглашение соответствует дорожной карте на 2022-2027 годы по развитию Среднего коридора, которую Казахстан предложил в трехстороннем порядке между Азербайджаном, Казахстаном и Турцией в Актау в ноябре прошлого года на уровне министров иностранных дел.

Стоит отметить, что Казахстан одним из первых выступил за расширение регионального и внутрирегионального сотрудничества для противодействия глобальным вызовам, возникающим в результате усиления поляризации и фрагментации. Он обратился к средним державам по всему миру, а также к бизнесу и академическим кругам с призывом собраться в Астане на Астанинском международном форуме 8-9 июня. Форум предоставит новые средства для усиления голосов, выступающих за ненасилие в международной политике для обеспечения устойчивого экономического роста, мира и безопасности. Есть надежда, что призыв найдет отклик среди «средних держав» найти путь обратно к миру.

Казахстан проводит многовекторную внешнюю политику, направленную на сохранение баланса между крупными державами при продвижении своих национальных интересов. Этот прагматичный внешнеполитический подход, впервые примененный Токаевым в качестве министра иностранных дел и премьер-министра страны в 1990-х и 2000-х годах, позволил ему продеть иглу между Россией и Китаем, углубляя свои связи с Западом, а также с другими азиатскими державами и региональные игроки. Это политика архетипической евразийской средней силы.