Страна является ярким примером того, как выглядит постоянное партнерство в вопросе контроля над вооружениями.

Во время недавней поездки Госсекретаря Энтони Блинкена в Центральную Азию было подчеркнуто, что Соединенные Штаты поддерживают территориальную целостность стран региона и надеются на расширение экономических связей. При этом в ходе поездки были упущены возможности осветить более существенные области сотрудничества, а именно, вопрос нераспространения ядерного оружия и контроль над вооружениями.

На фоне того, как Россия откладывает встречи по Договору о сокращении наступательных вооружений (СНВ) с конца 2022 года, а Китай неуклонно увеличивает количество своих ядерных боеголовок, перспективы контроля над вооружениями кажутся мрачными. Более того, ухудшение отношений между США и Россией в данной области также может поставить под угрозу будущее сотрудничество в области ядерного нераспространения. Однако, одна страна Центральной Азии может сыграть решающую роль в этих непростых обстоятельствах: Казахстан.

Казахстан был и продолжает оставаться партнером США в вопросе нераспространения оружия массового уничтожения (ОМУ). После распада Советского Союза Казахстану осталось в наследство одно из наиболее значительных запасов советского ядерного арсенала и связанной с ним инфраструктуры. Демонтаж и вывоз этого арсенала было одним из выдающихся достижений политики США в области нераспространения и продолжает оставаться неотъемлемой частью американо-казахских отношений.

Недавно Соединенные Штаты выступили с инициативой в области ядерного нераспространения в регионе. К примеру, Джилл Хруби и Фрэнк Роуз, руководитель и главный заместитель руководителя Национального Агентства по ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration), 5 октября прошлого года совершили поездку в Казахстан, чтобы отметить достижения совместных американо-казахских усилий в области ядерного нераспространения.

Ранее благодаря этим усилиям в 1994 году был успешно реализован «Проект Сапфир», который снизил угрозу распространения ядерного оружия за счет вывоза ядерного топлива из Казахстана в рамках Совместной программы «Нанна-Лугара» по уменьшению угрозы. Как отметил в ходе поездки руководитель Агентства Джилл Хруби: “Сотрудничество в области ядерной безопасности и нераспространения является краеугольным камнем прочных отношений между нашими странами”.

С тех пор, как Казахстан демонтировал оставшуюся в наследство ядерную инфраструктуру, он стал лидером в области контроля над вооружениями и дипломатии в области разоружения. Казахстан не только смог обезопасить ядерное топливо и сопутствующие материалы, но и возглавил усилия по нераспространению ядерного оружия, чтобы сделать Центральную Азию зоной, свободной от ядерного оружия, посредством договора, подписанного в 2006 году.

У Казахстана также есть опыт дипломатии в области нераспространения за пределами своего региона. Первый Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев участвовал во всех четырех саммитах по ядерной безопасности, организованных администрацией Обамы. Назарбаев указал Ирану на недостатки действующих ядерных программ и на то, что он может выбрать мир, как Казахстан. Эти усилия увенчались важной координацией Казахстаном Совместного всеобъемлющего плана действий. Это включало проведение двух раундов переговоров формате 5+1 в 2013 году. Участие Казахстана посредством проведения переговоров укрепило его статус ценного члена сообщества по нераспространению.

Для Соединенных Штатов нераспространение оружия массового уничтожения по-прежнему является средством сотрудничества с Россией, которые исторически разделяют схожие опасения по поводу распространения этого оружия. Более того, российская сторона понимает опасность распространения ОМУ на своей периферии. Поэтому Соединенные Штаты должны доказать, что соблюдение норм нераспространения способствует более стабильной международной обстановке безопасности.

Учитывая географическую близость и исторические связи Казахстана и России, Казахстан, вероятно, будет становиться все более важным партнером Соединенных Штатов в будущих переговорах с Россией по контролю над вооружениями. Конкретно, многосторонняя поддержка договоров о контроле над вооружениями будет иметь важное значение для обеспечения ответственности за ядерную стабильность. Новый СНВ действует до 2026 года и является единственным действующим договором о контроле над вооружениями, целью которого является обеспечение барьеров между Соединенными Штатами и Россией. Однако эта область сотрудничества стоит на зыбкой почве из-за все более враждебных отношений и ограниченных дипломатических контактов между Соединенными Штатами и Россией с начала российско-украинского конфликта.

Приостановка Россией переговоров по новому СНВ не является хорошей новостью, но третья страна, такая как Казахстан, потенциально может сыграть роль посредника и провести будущие переговоры по контролю над вооружениями. К счастью, отстранение России не означает аннулирование сделки и неизбежность наращивания российского ядерного оружия. Американские политики должны сопротивляться давлению со стороны Пентагона с целью расширения наращивания ядерных вооружений, учитывая, что большее количество ядерного оружия не обеспечивает безопасность США. Вместо этого они легко могут иметь противоположный эффект, повышая восприятие угрозы в Москве.

Несмотря на нынешнее тяжелое положение, связанное с российско-украинским конфликтом, показатели нераспространения впечатляют, учитывая, что ни одна новая страна не приобрела ядерное оружие с тех пор, как Северная Корея приобрела его в 2006 году. Это говорит об эффективности таких договоров, как Договор о нераспространении ядерного оружия.

Усилия по контролю над вооружениями, направленные на предотвращение накопления ядерного оружия великими державами, стали еще более серьезной проблемой. С таким региональным партнером, как Казахстан, который лучше понимает региональный ландшафт и динамику безопасности, у Соединенных Штатов больше шансов укрепить ядерную стабильность.