После событий в Афганистане и Украине, Центральная Азия стала важнейшим игроком в области энергетики и транспорта. Китай, которому в немалой степени способствовали его прежние инициативы в регионе, быстро становится крупнейшим игроком в Центральной Азии, в то время как западные страны отстают в экономическом и стратегическом взаимодействии со странами региона.
Основные тезисы:
- Влияние Китая в Центральной Азии усилилось, чему способствовали более ранние инициативы в сфере экономики и безопасности в регионе. Западные страны отстают от Китая и других игроков во взаимодействии с регионом.
- Западные страны могут помочь Центральной Азии диверсифицировать направления экспорта энергоносителей, продовольствия и сырья, а также помочь изменить структуру экономики. Дания может внести особый вклад в переход в «зеленую» экономику.
- Запад должен принять новое видение и улучшить диалог со странами Центральной Азии по таким вопросам, как Афганский кризис, транспортная взаимосвязанность и энергетическая безопасность.
Важность Центральной Азии долгое время недооценивалась западными странами, которые только недавно начали предпринимать попытки получить больше доступа к региону. Западные правительства и организации придерживаются подхода «Вашингтонского консенсуса», который не совпадает с предпочтениями стран Центральной Азии: «консенсус» сосредоточен на демократизации и либеральных экономических реформах как основных элементах своего участия в регионе, в то время как правительства стран Центральной Азии отдают приоритет политической стабильности и устойчивому развитию.
В то же время Китай активизировал усилия по укреплению экономических связей и взаимодействии в области безопасности со странами Центральной Азии, и ранее предпринятые Китаем инициативы приносят свои плоды. Аналогичные продвижения наблюдаются и со стороны других стран, таких как Япония, Индия, Турция и страны Ближнего Востока.
Данная аналитическая записка посвящена возросшей роли Китая в Центральной Азии по сравнению с отстающей активностью Запада.
Активизация экономического взаимодействия Китая с Центральной Азией
Для Китая Центральная Азия имеет стратегическое значение в области энергетики, транспорта и борьбы с тем, что Пекин называет «тремя злами» – терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом. Уже в 2010 году Китай обогнал Европу и стал крупнейшим торговым партнером Центральной Азии. В 2012 году в ответ на инициативу США «Поворот в Азию» при администрации Обамы (смещение акцента во внешней политике США с Ближнего Востока на Восточную Азию) Китай обратил свое стратегическое внимание на Центральную Азию.
В 2013 году в Казахстане председатель КНР Си Цзиньпин объявил о многомиллиардной инициативе по развитию инфраструктуры и коммуникаций – инициативе «Пояс и путь» , за которой последовало многостороннее сотрудничество в области инфраструктуры, энергетики, цифровизации, торговли и в сфере безопасности.
Китайское финансирование и технологии важны для Центральной Азии, а принцип невмешательства Пекина устраивает правительства ЦА, некоторые из которых в последние годы пережили локальные волнения. В условиях сложившейся неопределенности Китай усилил взаимодействие со своими соседями в Центральной Азии, особенно в области энергетики и региональной безопасности.
Более ранние инициативы Пекина проложили путь к его относительному преимуществу перед другими игроками в регионе. Два существующих трубопровода обеспечивают стабильные поставки нефти и газа из Центральной Азии в Китай, и данные проекты продолжают расширяться. Китай считает трубопроводные поставки нефти и газа более надежными, чем поставки, которые подвержены более высоким геостратегическим рискам и колебаниям цен.
Нефтепровод «Казахстан – Китай» протяженностью 2 798 км доставляет сырую нефть с месторождений в западном Казахстане на станцию Алашанькоу в китайской провинции Синьцзян. Нефтепровод также используется для транзита нефти из России через соединение с трубопроводом «Россия-Казахстан-Туркменистан». Этот трубопровод, с момента своего запуска в 2009 году доставил более 100 миллионов тонн нефти из Казахстана в Китай.
Кроме того, на протяжении более десяти лет Китай является крупнейшим и наиболее заинтересованным покупателем центральноазиатского газа. Два альтернативных экспортных маршрута – трансафганский трубопровод в Индию (ТАПИ) и трубопровод «Восток-Запад» для соединения с Южным газовым коридором Европы через «Транскаспийский трубопровод» были отложены из-за отсутствия прогресса с европейской стороны и недостатка финансирования. Туркменистан, и в меньшей степени Узбекистан и Казахстан, полагаются на Китай в получении значительной части своих экспортных доходов.
Газопровод Центральная Азия – Китай, первый прямой транснациональный газопровод Китая, с момента запуска в 2009 году доставил в Китай более 334 миллиардов кубометров природного газа с газового месторождения «Галкыныш» в Туркменистане. Строительство линии D газопровода застопорилось, но получило импульс от правительств двух стран в связи с запуском нового газосборного пункта в Гадыне в июне 2022 года.
Усиление Китая на арене безопасности
Россия традиционно обеспечивала безопасность в Центральной Азии, а Китай был экономическим партнером. Но после серии нападений на китайский персонал и объекты в Центральной и Южной Азии, Пекин осознал необходимость защиты проектов «Пояса и пути». В сочетании с повышенными рисками безопасности после ухода США из Афганистана и тем фактом, что Россия отвлечена войной в Украине, Китай пробивается на арену безопасности в Центральной Азии как на многосторонней, так и на двусторонней основе.
На многостороннем уровне Шанхайская организация сотрудничества (ШОС) расширяет свое членство и повестку дня. На двусторонней основе в 2020 году Китай инициировал проведение встреч «Центральная Азия – Китай», отчасти в ответ на американский механизм «С5+1». Китай такжее стал важным поставщиком военных технологий и оборудования для Центральной Азии. Согласно сведениям, Китай создал военную базу в районе Ваханского коридора на таджикско-афганской границе и совместно с Таджикистаном провели совместное патрулирование и антитеррористические учения.
Запад – слишком поздно?
В отличие от растущего участия в Центральной Азии Китая, Японии, Индии, Турции и стран Ближнего Востока, западные страны отстают в гонке за следующей жемчужиной Евразии. Несмотря на возросшую важность Центральной Азии, ЕС не выстроил подлинную стратегию безопасности в регионе, а принял более косвенный и старый подход, который продвигает демократию и связывает сотрудничество в области развития с надлежащим управлением по западным стандартам.
Американские войска покинули Узбекистан в 2005 году, а в 2014 году США вернули Кыргызстану свою единственную авиабазу в Центральной Азии. Учитывая ситуацию в Афганистане, США пытаются убедить Таджикистан и Узбекистан позволить разместить американские базы на своей территории.
По мнению американских экспертов, США, полагая, что жители Центральной Азии разделяют интересы Вашингтона, настаивают на том, чтобы страны региона пересмотрели свои отношения с Китаем из-за проблем Синьцзяна, и недооценивают вопросы, которые определяют политику в Центральной Азии.
Заключение
В условиях, когда Россия отвлеклась на Украину, а США покинули Афганистан, перед Центральной Азией открывается возможность сыграть в балансирующую игру между великими державами. Однако существующая экономическая структура, инфраструктура и политическая обстановка в области безопасности указывают на то, что Китай лидирует в гонке за влияние в Центральной Азии. Для повышения роли и расширения доступа к природным ресурсам в Центральной Азии западные страны должны пересмотреть свои экономические, политические стратегии и стратегии безопасности в регионе и прибегнуть к новому видению. Западные страны должны лучше понимать приоритеты стран Центральной Азии и прилагать больше усилий для реального стратегического и экономического взаимодействия.
Застопорившийся прогресс запланированного газопровода между Центральной Азией и Европой должен быть рассмотрен как одна из возможностей преодоления нынешнего энергетического кризиса. Поскольку страны Центральной Азии стремятся перестроить свою экономику на более передовые технологии и меньше зависеть от экспорта сырьевых товаров и рабочей силы, западные страны, включая Данию, могут сыграть важную роль в их трансформации. Это не исключает сотрудничество с Китаем и другими странами, такими как Япония и Индия, в Центральной Азии, поскольку регион полон новых перспективных возможностей.
@Danish Institute for International Affairs (DIIS)
______________________________
Мнения, выраженные в статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения портала globalaffairs.kz.