То, как геополитика повлияет на отношения Турции с Западом, будет зависеть от того, будут ли они конкурировать или сотрудничать на территории их общих соседей.

После своего переизбрания президент Реджеп Тайип Эрдоган объявил состав своего кабинета, который был хорошо принят как внутри страны, так и на международном уровне.

Новый министр иностранных дел Турции, Хакан Фидан, — влиятельный бывший разведчик, преобразовавший узел экосистемы разведки, безопасности и внешней политики Турции, и один из главных архитекторов ее геополитической активности. Новым министром финансов стал дружественный рынку бывший экономист Merrill Lynch Мехмет Симсек. Они оба — опытные и уважаемые люди, имеющие тесные рабочие отношения со своими международными коллегами. Еще один опытный человек с экономическим образованием, Чевдет Йылмаз, будет исполнять обязанности вице-президента.

Эти назначения свидетельствуют о тесной связи между внешней и экономической политикой Турции. Если в последнее десятилетие внешняя политика Турции определялась геополитическими соображениями, соображениями безопасности и политическими соображениями, то теперь, похоже, экономические основы ее внешней политики станут более значимыми. Многие государства Ближнего Востока пытаются преодолеть разрыв между своими геополитическими устремлениями и экономическими потребностями. Для Турции это особенно актуально, поскольку она переживает серьезный экономический спад. Для решения своих экономических проблем Анкара, вероятно, начнет поиск денег и инвестиций: страны Персидского залива, Россия и Китай могут предложить деньги без каких-либо условий; или она может обратиться к Западу — но это будет сопровождаться рядом условий

Вопреки простому про- или антизападному нарративу, эти назначения также свидетельствуют о том, что, хотя Турция будет оставаться турецкоцентричной и продолжать добиваться автономии в своей внешней политике и политике безопасности, а также повышения статуса в международных делах, это не обязательно означает антизападность. Напротив, новый кабинет министров свидетельствует о попытке более умелого подхода в решении разногласий и споров.

Геополитическое балансирование

Турция представляет, если не возглавляет, ключевую тенденцию в мировой политике, когда региональные державы требуют и приобретают большую роль в региональных делах, большую автономию в своей внешней политике и политике безопасности, а также больший статус в международных делах. По сравнению с другими региональными державами, такими как Бразилия, Южная Африка и Саудовская Аравия, Турция имеет две отличительные особенности. Во-первых, она является членом НАТО, что делает ее геополитическое балансирование и стремление к автономии более спорным. Во-вторых, это постимперское государство, где идея величия в международных делах весьма популярна. Действительно, она сыграла ключевую роль в предвыборном нарративе Эрдогана.

Элиты в Анкаре считают, что региональные и международные события последнего десятилетия — не в последнюю очередь после российского вторжения в Украину — подтверждают предположение и предпосылку внешней политики Турции о том, что сегодняшняя глобальная политика не является западоцентричной, как раньше, хотя и не обязательно является постзападной. Эта политика была непропорционально сильно проинформирована событиями на Ближнем Востоке, которые для Анкары являются микрокосмом структурных изменений в глобальном порядке, подчеркивая относительно уменьшившееся региональное значение и присутствие США и растущее значение региональных игроков. Между тем, роль России в региональной безопасности и экономическое значение Китая в регионе возросли. Турция и Россия совместно работали над урегулированием региональных конфликтов в Сирии, Ливии и Нагорном Карабахе, и даже в Черном море, что является важным процессом познания для Анкары.

Вторжение в Украину стало еще одним поучительным примером. К огорчению Запада, многие незападные страны включились в геополитическое балансирование, включая некоторых его традиционных партнеров, таких как Индия, Саудовская Аравия, Израиль и ОАЭ. Со своей стороны, Турция проводит две взаимосвязанные политики, пытаясь быть проукраинской, не становясь при этом антироссийской. Она предоставила Украине оборонное оборудование на раннем этапе, включая вооруженные беспилотники. Война ведется в Черном море, а Турция является крупной черноморской державой, наряду с Россией и Украиной. Если Москва кардинально изменит баланс сил в свою пользу, это будет представлять долгосрочную угрозу для Турции и сократит ее возможности для маневра в регионе. Однако, когда речь идет о противостоянии России и Запада, Анкара фактически придерживается геополитического баланса и не присоединяется к международным санкциям.

Такой подход до сих пор хорошо служил Анкаре и позволял Турции играть несколько разных ролей. Она играет дипломатическую роль, пытаясь посредничать в конфликте, гуманитарную роль, содействуя зерновым сделкам вместе с Организацией Объединенных Наций (ООН), и геополитическую роль, контролируя проход в Черное море и из него через турецкие проливы. Тщательное соблюдение баланса позволило сохранить стабильный приток российских денег и туристов в Турцию. Учитывая многочисленные выгоды, эта политика вряд ли изменится.

В отношениях с Западом по-прежнему остаются нерешенными ключевые вопросы

В отличие от этого, глубинные проблемы в отношениях Турции с Западом вряд ли будут решены. Существует значительный разрыв между Турцией и США в их понимании глобальной политики и связанного с ней восприятия угроз. Соперничество великих держав формирует нынешнюю всеобъемлющую структуру международной политики и формирует восприятие безопасности США и Запада. Однако такая конкуренция также означает наличие нескольких центров силы, что Турция рассматривает как ключевую возможность для использования рычагов влияния.

Будущее отношений Турции с Западом будет определяться этой конкуренцией, а также характером отношений Турции с Россией и Китаем. Особенно важным будет, если Анкара вновь приобретет российское оружие — ее предыдущая покупка российских систем С-400 была в значительной степени результатом состояния отношений между Турцией и Западом — и будет взаимодействовать с Китаем в области чувствительных технологий.

@The Royal Institute of International Affairs (Chatham House)

______________________________________

Мнения, выраженные в статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения портала globalaffairs.kz.