Приоритеты Казахстана в Шанхайской Организации Сотрудничества в период предстоящего председательства
Автор: Айдана Махметова
Аннотация
Аналитический доклад посвящен анализу предстоящего председательства и имеет важное значение для понимания роли Казахстана в Шанхайской Организации Сотрудничества (ШОС), его стратегических целей и вызовов, с которыми сталкивается страна в Организации. Исследование направлено на поддержку принятия информированных решений и разработку линий поведения, способствующих максимальному использованию участия Казахстана в Шанхайской организации сотрудничества.
Будучи страной-сооснователем ШОС, Казахстан в период председательства имеет возможность оказывать влияние на процессы сотрудничества, формировать общую повестку дня и продвигать свои интересы. Исследование сосредоточено на анализе текущей ситуации в организации, линий поведения стран-участниц в ШОС, проблеме расширения организации, определению геополитических рисков и угроз Казахстана. Особое внимание уделено определению приоритетов и перспектив взаимодействия Казахстана в организации, включая возможности укрепления регионального безопасности и развития экономических связей.
Аналитический доклад представляет собой инструмент для разработки стратегий и принятия решений в области участия Казахстана в ШОС, а также для понимания взаимосвязей и перспектив сотрудничества Казахстана со странами Шанхайской организацией сотрудничества.
Ключевые слова: Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), многосторонняя дипломатия, региональная безопасность, экономическое сотрудничество.
I. Введение
Пользуясь возможностью Председательства Казахстана в ШОС (июль 2023 – июль 2024 г.г.) и последующем занятии нашей страной позиции Генерального секретаря ШОС (январь 2025 – декабрь 2027 г.г.) перед Казахстаном становятся актуальными задачи и возможности по более глубокому изучению нашего стратегического партнера в лице Китая и других стран-партнеров по организации.
Данное исследование является актуальным в связи с более сложной геополитической обстановкой в регионе и с более возросшим потенциалом регионального взаимодействия. По оценкам экспертов, Казахстан может стать основным бенефициаром участия в организации ввиду его геополитического расположения в центре «ядра» ШОС, его богатством полезными ископаемыми особенно в энергетической сфере. В этой связи следует более активно использовать данную возможность для улучшения позиций Казахстана в своих национальных интересах.
Исследование сосредоточено на анализе рисков и возможностей во всех аспектах взаимодействия Казахстана с другими странами ШОС и выработки конкретных рекомендаций по линии поведения Казахстана в организации. Планируется попытка оценить и спрогнозировать потенциал взаимодействия и возможные последствия различных факторов, таких как геополитические изменения, экономические и технологические тренды, изменения внутреннеполитической обстановки изучаемых стран.
Таким образом, планируется представить полную картину взаимодействия Казахстана со странами ШОС, дать практическую рекомендацию офису Национального координатора РК при ШОС, субъектам казахстанского бизнеса относительно эффективных стратегий взаимодействия со странами организаций в среднесрочной перспективе.
В целом, ожидаемый практический результат исследования может помочь Казахстану определить оптимальные стратегии и подходы в ШОС и сотрудничеству с другими членами организации, которые позволят улучшить экономическое и политическое положение в регионе, обеспечить безопасность и процветание Казахстана.
II. Анализ текущей ситуации
Шанхайская организация сотрудничества стала значимым участником в современной системе международных отношений. Она создала прочную нормативно-правовую базу и успешно функционирует через механизмы многостороннего взаимодействия. Были установлены партнерские отношения с государствами, международными организациями и структурами, которые разделяют принципы и ценности, характерные для ШОС.
С расширением ШОС также происходят процессы преобразования организации. С расширением географии стран-участниц ее роль на мировой арене увеличивается, но вместе с этим возникает сложность в согласовании и в целом формировании общей повестки дня. Очевидно, вступление новых государств к ШОС повышает узнаваемость и авторитет организации. Однако в то же время расширение вносит изменения в стратегическую повестку дня, что в скором времени потребует переосмысления плана комплексного развития и разработки новой стратегии развития ШОС.
(1) Анализ стратегии развития ШОС
На Уфимском саммите в 2015 году странами-членами ШОС была принята «Стратегии развития ШОС до 2025 года» – документа, определяющего ориентиры и параметры дальнейшего развития Организации. Стратегия направлена на развитие экономического сотрудничества, укрепление региональной безопасности, развитие культурно-гуманитарного сотрудничества и углубление политического диалога [1].
Традиционно, в стратегии развития организации уделяется приоритетное внимание углублению торгово-экономического и инвестиционного взаимодействия. Государства-члены сконцентрировали усилия на укреплении экономического сотрудничества с участием Делового совета и Межбанковского объединения ШОС, а также выработки общих подходов государств в отношении китайской инициативы «Пояса и Пути» с целью создания благоприятных условий для дальнейшего развития экономического сотрудничества.
Несмотря на то, что в стратегии развития ШОС отмечено, что государства продолжат работу над созданием Фонда и Банка развития ШОС с целью стимулирования торговых и инвестиционных связей в регионе, тем не менее, спустя 8 лет после утверждения стратегии главами государств-членов ШОС данные инициативы до сих пор находятся на стадии обсуждения [2].
Не имея институциональной основы финансирования крупных инвестиционных проектов, экономический потенциал пространства ШОС не реализован в полной мере. В этой связи двусторонние экономические отношения значительно превалируют над многосторонними соглашениями.
Особый интерес в стратегии развития ШОС до 2025 года имеет договоренность о принятии мер для формирования региональных транспортных коридоров. Согласно документу, страны ШОС намерены расширять сеть международных логистических центров и формировать сеть индустриальных кластеров вдоль транспортных артерий.
Однако реализация данных договоренностей в основном проходит через конкурирующую в сфере экономического взаимодействия инициативу «Пояса и пути». В этой связи как отмечается экспертами, Китай проявляет снижение интереса к деятельности ШОС [3].
(2) Текущие взгляды стран-участниц на ШОС
В целях объективного выстраивания линий поведения Казахстана в период активного участия в Организации следует проанализировать интересы основных игроков в лице Китая, России, Индии и стран Центральной Азии в деятельности ШОС, изучить их мотивацию и взгляды на дальнейшие развитие Организации.
В целом, из восьми стран-членов ШОС – Китай, Россия и Индия являются глобальными игроками, обладающими значительным политическим и экономическим весом. Эти страны также являются членами «Группы двадцати» и имеют важное влияние на мировую политику. Китай и Россия являются основателями ШОС и формировали ее в соответствии с своими интересами. В то время как Индия присоединилась к организации с собственной повесткой в отношении Центральной Азии.
В начале своего существования, деятельность ШОС в основном была сосредоточена на Центральной Азии. Однако с расширением членства, политическое влияние государств Центральной Азии в Организации сокращается. Тем не менее, расширение создало новые возможности для выработки решени региональных проблем, поскольку страны Центральной Азии получили дополнительный механизм для обсуждения своих проблем с соседними государствами. Это может привести к увеличению потока ресурсов и укреплению сотрудничества в области безопасности и экономического развития в Центральной Азии.
Китай
Китай рассматривает ШОС в качестве важного инструмента обеспечения влияния в Центральной Азии. Основные интересы Китая в рамках ШОС лежат в сфере безопасности и экономического сотрудничества. Как известно, изначально интересы Китая были нацелены на решение приграничных вопросов со странами постсоветского пространства. В дальнейшем интересы Китая распространились на вопросы поддержания стабильности и безопасности своих северо-западных границ, а также на энергетическое сотрудничество со странами Центральной Азии.
В целом, все поставленные задачи Китаем реализованы. Однако в связи с развитием инициативы «Пояса и пути» китайскими экспертами отмечается снижение внимания к ШОС со стороны Китая.
Ранее, Китай активно участвовал в деятельности ШОС, продвигал новые инициативы, особенно в сфере экономического сотрудничества (Банк и Фонд развития ШОС (спецсчет ШОС), Зона свободной торговли в ШОС и др).
В последние годы Китай меняет свои подходы к развитию ШОС, что в первую очередь связано с реализацией стратегической инициативы «Пояса и пути». Основной акцент китайского руководства делается на данную инициативу, включая свою внешнюю политику в Центральной Азии.
Кроме того, ожидается, что дальнейшее участие Китая в ШОС будет направлено на контроль и наблюдение чрезмерной активности со стороны Индии. Экспертами отмечается, что присоединение Индии в ШОС служит интересам Китая, так как это дает возможность контролировать процесс сотрудничества между Индией и странами Центральной Азии. В результате, с точки зрения Пекина, ШОС все больше рассматривается как инструмент контроля и сдерживания инициатив Индии в Центральной Азии.
Россия
Для России ШОС является платформой для распространения российского влияния в Евразии при поддержке ведущих региональных игроков, а ШОС выступает в качестве одной из платформ, служащих для поддержания лидерской роли России в регионе [4].
Выдвигаемая повестка России в ШОС показывает, что Кремль стремится предотвратить превращение ШОС в инструмент продвижения китайских интересов в Центральной Азии (блокирование китайских инициатив в сфере экономики и др.). В целом, стратегические интересы России объясняются стремлением обеспечить сохранение статуса страны в качестве ведущего игрока в ШОС.
В свою очередь, Казахстан и другие страны Центральной Азии имеют возможность лавировать между центрами силы исходя из собственных интересов и тем самым поддерживают разделение полномочий между ведущими державами.
Тем не менее, в связи с продолжающимся украинским кризисом, Китай активно усиляет взаимодействие со странами Центральной Азии на двусторонней основе и через механизм «Центральная Азия + Китай».
Прошедший саммит «Центральная Азия + Китай» в Сиане, показал важность региона Центральной Азии в дипломатической повестке дня Китая [5]. Большая часть тем на прошедшем саммите была посвящена торговле, тем не менее, китайской стороной также были озвучены вопросы улучшения «правопорядка, безопасности и обороноспособности» региона. Эта риторика может сигнализировать о растущем внимании Китая к вопросу ее способности обеспечения безопасности региона Центральной Азии.
Индия
Индия, получив статус полноценного члена ШОС, повысила свою значимость в Евразийском регионе. Основным приоритетом Индии в ШОС — является выстраивание связей между Центральной и Южной Азией.
Согласно сведениям из открытых источников, государственная компания Индии «ONGS Videsh Limited» дважды (в 2005 и 2013 гг.) не смогла войти в долю в проектах по добыче нефтегазовых месторождений Кумколь и Кашаган, в этой связи развитие энергетического сотрудничества также входит в список интересов Индии в Центральной Азии.
Помимо этого, для Индии в рамках ШОС приоритетными направлениями сотрудничества являются выстраивание торговых и транспортно-логистических связей наряду с поиском способов коллективного противодействия традиционным и нетрадиционным угрозам.
По оценке индийских аналитических центров [6], Индия рассматривает ШОС в качестве диалоговой площадки экономического сотрудничества наряду с вопросами безопасности. Индия заинтересована в глубоком и постоянном взаимодействии со странами Центральной Азии. Кроме того, вызовы безопасности, возникающие в Афганистане, также входят в число приоритетных для Индии тем в рамках повестки ШОС.
С точки зрения Индии, наличие платформы взаимодействия со странами Центральной Азии соответствует ее национальным интересам, так как она обеспечивает доступ к крупным проектам в сфере энергетики региона. Индия может удовлетворить свои потребности в энергетических ресурсах, если будет реализован главный энергетический проект трубопровода ТАПИ (Туркмения, Афганистан, Пакистан, Индия).
Более того, в интересах Казахстана совместная реализация проекта транспортного коридора «Север — Юг», объединяющего транспортные сети Индии, России, Европы и Центральной Азии. Наряду с реализацией Транскаспийского коридора и коридора «Чехбехар», Казахстан в полной мере сможет реализовать потенциал сухопутного логистического хаба Евразии.
Страны Центральной Азии
Казахстан и другие страны Центральной Азии изначально являясь «ядром» Организации занимают важное значение в повестке ШОС. Несмотря на меньшее глобальное политическое влияние, в условиях усиления стратегической конкуренции крупных держав, страны Центрально-Азиатского региона имеют свободу маневра в отношениях с ведущими игроками при реализации собственных интересов. В этой связи с политической точки зрения страны Центральной Азии рассматривают ШОС как инструмент усиления собственного стратегического потенциала посредством тесного взаимодействия с региональными игроками.
С точки зрения экономического сотрудничества страны Центральной Азии активно поддерживают проекты в рамках инициативы «Пояса и пути» и стремятся привлечь больше инвестиций из стран пространства ШОС.
В целом, проанализировав позиции и интересы в ШОС вышеуказанных стран, можно сделать вывод, что, развивая транспортно-логистическую и энергетическую повестку дня, Казахстан сможет в полной мере реализовать свой экономический потенциал в рамках своего участия в Организации.
Кроме того, ожидается что в связи с расширением организации, ШОС столкнется с «институциональным тупиком» из-за возникшей сложности обеспечить принятия согласованных оперативных решений. Тем не менее, некоторые эксперты полагают, что в процессе реформирования [7], ШОС может отказаться от принципа консенсуса, что позволит инициировать совместные инициативы даже в случае, если отдельные страны-члены откажутся принимать в них участие на подобии механизма принятия решений на площадке СВМДА. Тем не менее, данный тезис требует более детального изучения.
III. Риски и угрозы
Изучив текущее состояние организации и интересы стран-членов в отношении ШОС, следует изучить основные риски и угрозы Казахстана в ближайшей перспективе. Ввиду того, что следующее председательство Казахстана в ШОС ожидается только через 8 лет, нынешнее председательство следует активно использовать в целях принятия превентивных мер в предотвращении рисков и угроз для Казахстана.
Кроме того, в рамках проведенного экспертного опроса (подробнее в блоке IV) респондентами выделены 4 основных риска которые могут повлиять на Казахстан в ближайшей перспективе. Наиболее серьезными рисками по мнению респондентов являются: риск дисбаланса многовекторной политики, усиление геополитического соперничества между крупными державами, попытки подрыва национальной безопасности (региональная безопасность), дефицит водных ресурсов.
Рассмотрим каждый риск по отдельности:
(1) Риск дисбаланса многовекторной политики
Помимо возникших по периметру очагов конфликтов и призыва занять более лояльную позицию со стороны ближайших партнеров, у казахстанской дипломатии появились риски дисбаланса традиционной многовекторной политики. Скорое расширение ШОС странами, фактически находящиеся в изоляции, также несет в себе ряд дополнительных вызовов.
С момента основания «Шанхайской пятерки» главной задачей которой являлось решение приграничных вопросов Китая со странами бывшего Советского союза. Вплоть до Астанинского саммита 2017 года Центральная Азия оставалась основным ядром взаимодействия между странами-членами ШОС.
ШОС также всегда рассматривалась западными экспертами как противовес доминированию США и ЕС в регионе Центральной Азии [8]. Особенно это усилилось после прошедшего в прошлом году Самаркандского саммита, где был запущен процесс вступления Исламской Республики Иран как полноправного члена Организации. Также летом 2022 года Республикой Беларусь была подана аналогичная заявка на вступление как страны — члена Организации [9].
Учитывая, что основные игроки ШОС в лице России, Ирана, Китая и позже Беларуси имеют «напряженные» отношения с западными странами, находятся под полными либо частичными санкциями США и ЕС, несмотря на закрепление в «Хартии ШОС» принципов внеблоковости и не направленности против третьих стран, западными аналитиками рассматривается вопрос становления ШОС как «Антизападной» структуры [10].
Скорое присоединение Ирана и Беларуси, может только усилить «антизападный» нарратив, в этой связи нахождение Казахстана в группе так называемых «антизападных» стран будет представлять некоторую сложность в реализации многовекторной политики Казахстана.
Казахстан, как член ШОС, стремится сохранить баланс между своими восточными и западными партнерами. Расширение организации может представлять вызовы для дипломатии Казахстана, поскольку будет требовать дополнительных усилий по адаптации к новым динамикам и интересам, возникающим в результате вступления Ирана и Беларуси. Поддержание многовекторной политики может потребовать усилий для диалога, урегулирования разногласий и поиска компромиссов с новыми членами ШОС.
Кроме того, помимо политических рисков, расширение ШОС путем вступления стран, находящихся под санкциями, может создать трудности для экономического взаимодействия в рамках организации. Западные страны, применяя санкции против этих государств, могут серьезно ограничивать торговлю, инвестиции и финансовые операции с ними. Более того, казахстанский банковский сектор ввиду угрозы санкционного давления может столкнуться с ограничениями или рисками комплаенс-контроля при сотрудничестве с бизнес-сообществом этих государств, что может привести к сокращению объемов внешней торговли и инвестиций.
Для Казахстана, как страны, стремящейся к диверсификации собственной экономики это может представлять существенный вызов. Казахстанский бизнес должен учитывать потенциальные риски и нестабильность, связанные с санкциями, и искать альтернативные пути для укрепления экономического сотрудничества в других направлениях и с другими партнерами, которые не находятся под санкциями.
Более тщательное рассмотрение механизмов и инструментов экономического взаимодействия внутри ШОС может потребоваться для устранения возможных препятствий, связанных с санкциями. Разработка механизмов обхода санкций, поиск альтернативных рынков и создание условий для устойчивого и безопасного экономического сотрудничества в ближайшее время могут быть одними из актуальных тем дискуссий на площадке ШОС.
(2) Геополитическое соперничество крупных держав
Казахстан, как и регион Центральной Азии – имея уникальное геостратегическое расположение является центром притяжения многих крупных региональных и вне региональных держав. По мере политического и экономического роста Китая на мировой арене, усиления военного влияния России, вступления Ирана, Индии, Пакистана в ШОС, внимание США и ЕС к региону будет только возрастать. Об этом свидетельствуют многочисленные статьи и оценки экспертов влиятельных аналитических центров мира [11].
Ввиду того, что интересы российско-китайского партнерства в рамках ШОС имеют конкретный консенсус о недопущении влияния вне региональных игроков в регионе Центральной Азии, Казахстану следует обратить внимание насколько эта политика соответствует собственным национальным интересам.
В целом, в последние несколько лет, ведущими аналитиками активно изучаются вопросы стратегической конкуренции между крупными державами в регионе Центральной Азии.
К примеру, исследователи из ведущего аналитического центра мира «Brookings Institution» полагают, что китайско-российское партнерство в рамках ШОС еще вначале своего становления в первую очередь было направлено на снижение военного присутствия США в регионе Центральной Азии [12].
В статье также отмечается использование площадки ШОС в качестве инструмента выдавливания военного присутствия западных стран из региона. В частности, рост Китая и России как влиятельных держав усложняет и ставит под сомнение лидерство Соединенных Штатов и потенциальный доступ к региону тремя основными способами:
Во-первых, Россия и Китай в целях выдавливания США и их союзников из региона умело используют стратегию «посредничества» или «вклинивания» при взаимодействии стран ЦА и западных стран.
Стратегия «посредничества» включает в себя попытку встроить интересующуюся страну в новую структуру двустороннего или регионального сотрудничества, которая находится под контролем одной из стран.
Например, возглавляемая Россией Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ) представляет себя как организация, защищающая от угроз безопасности в Евразии. Однако, данный Договор также включает пункт, запрещающий членам организации размещать иностранные военные контингенты в регионе без согласия других членов.
В настоящее время одним из примеров такой политики является призывы российских властей на вступление Таджикистана и Узбекистана в ЕАЭС [13], а также недавние попытки создать «Газовый союз» между Россией, Казахстаном и Узбекистаном [14].
Стратегия «вклинивания» включает в себя подрыв поддержки в стране-объекте сотрудничества с США в области безопасности. К примеру, согласно аналитическому отчету китайские и, в частности, российские СМИ активно используется в качестве политической пропаганды и информационного воздействия на страны Центральной Азии.
Во-вторых, Россия и Китай в отличии от США активно используют механизмы встречного «замещения товаров и услуг», предлагая пакеты помощи в целях развития торговых связей, облегчения долгового бремени, модернизации инфраструктуры или предоставляя менее навязчивых политических условий (требования политических реформ, вопросы прав человека, демократии или принятия мер по противодействия коррупции).
В-третьих, координация позиций в области безопасности на двусторонней либо многосторонней основе. В частности, в 2005 году Москва и Пекин использовали ежегодную встречу ШОС, чтобы призвать к усилению антизападного влияния на безопасность региона выпустив декларацию, в которой отмечалась необходимость вывода военного контингента «международной коалиции» из Афганистана [15].
Кроме того, В 2016 году по мере обсуждения вопросов вывода американских войск из Афганистана, Китай создал новую региональную организацию по безопасности – Четырехсторонний механизм сотрудничества и координации (ЧМС), в который вошли Китай, Афганистан, Пакистан и Таджикистан. Цель организации – укрепление регионального сотрудничества по вопросам борьбы с терроризмом, совместного обучения и пограничного контроля. Россия не выступила против китайской инициативы, что свидетельствует о скоординированной политике в данном вопросе.
Более того, В 2021 году растущее региональное влияние Китая и России дало Москве и Пекину рычаги воздействия на страны Центральной Азии, чтобы помешать Соединенным Штатам получить право на резервное базирование и поддержку при выводе своих войск из Афганистана. В апреле 2021 года глава Центрального командования США Генерал Кеннет МакКензи, заявил о том, что Соединенные Штаты изучают возможность обеспечения размещения войск в Центральной Азии в рамках подготовки к передислокации войск из Афганистана на случай непредвиденных обстоятельств [16].
В результате, помимо решения вопросов в области борьбы с «тремя силами зла», Россия и Китай добились более важной победы в стратегической конкуренции с США в регионе Центральной Азии.
Помимо западных экспертов, китайскими исследователями также внимательно изучаются вопросы геополитического соперничества крупных игроков в Центральной Азии.
В частности, в недавней аналитической статье Шанхайского института международных отношений, китайским экспертом проанализирована политика стран Центральной Азии в условиях конкуренции Китая и США в регионе, в том числе использование странами региона националистических настроений [17].
В статье отмечаются необходимые стратегии закрепления позиций Китая в регионе путем экономического взаимодействия в рамках инициативы «Пояса и пути», идеологического развития в рамках инициативы «Сообщества единой судьбы человечества» и других инициатив.
Учитывая усиление геополитического соперничества крупных держав в регионе Центральной Азии, это может представлять риски и вызовы для Казахстана.
Одним из основных вызовов для является укрепление своего суверенитета при таком геополитическом давлении. Это неоднократно отмечалось и подтверждалось прошедшими волнениями в Кыргызстане, Казахстане и Узбекистане. Казахстану следует внимательно изучить данный вопрос и совместно с партнерами по региону скоординировано балансировать свои отношения с различными державами, чтобы не оказаться в подчиненном положении или вовлеченным в конфликт интересов между ними.
Для успешного решения вопросов с вызовами и рисками геополитического соперничества, Казахстану следует продолжать развивать отношения со странами Центральной Азии через механизмы консультационных встреч между странами региона, продвигать механизм встреч «Центральная Азия + страна партнер», развивать собственные инфраструктурные проекты, продвигать межкультурный обмен, и активно работать на площадках международных организаций для поддержания мира и стабильности в регионе.
(3) Региональная безопасность
Помимо усиления геополитической конкуренции крупных игроков, вопросы региональной безопасности не теряют свою актуальность.
«Афганская проблема» со дня основания ШОС заняла важное место во внешней политике Казахстана. Центрально-Азиатский регион, образуя геополитический треугольник, гранича на севере с Россией на юге с исламским миром, на востоке с Китаем исторически привлекает внимание крупных игроков с точки зрения региональной и международной безопасности.
Анализируя регион, следует отметить, что помимо политических и экономических вопросов, существует множество вопросов социального характера, которые делают страны региона уязвимыми. На основе этих и других составляющих следует рассматривать проблемы региональной безопасности в контексте влияния как внутренних, так и внешних факторов.
К внешним угрозам влияющие на регион следует отнести международный терроризм и религиозный экстремизм, незаконный оборот наркотических и психотропных веществ, а также транснациональной организованной преступности, которые тесно взаимосвязаны между собой и в большинстве случаев, действуют скоординировано.
Большинство этих вызовов и угроз тесно связаны с «афганским фактором». Это обусловлено тем, что соседи по региону – Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан имеют общие и протяженные границы с Афганистаном.
Помимо традиционных угроз, серьезной угрозой для региональной безопасности является незаконный оборот наркотиков. Согласно сведениям, с 2021 года производство наркотиков в Афганистане значительно выросло, расширились маршруты их транспортировки [18]. Большая часть вывозимых из Афганистана наркотических веществ, проходящих через центральноазиатский маршрут, оседают внутри стран региона, что способствует стабильному росту потребителей, нанося огромный ущерб национальной безопасности Казахстана и региона в целом.
Другой угрозой для Казахстана и стран Центральной Азии является религиозный экстремизм, который получает свое распространение через различные организации и объединения. Экстремистские группы используют различные методы оказания влияния на сознания людей, в особенности, молодежи, занимаясь распространением литературы религиозно-экстремистского содержания. Эта тенденция особенно усилилась в последние годы.
Важно отметить, что в области обеспечения региональной безопасности ШОС достигла серьезных результатов. В первую очередь, создана и совершенствуется нормативно-правовая база по обеспечению безопасности; в 2002 году создана Региональная антитеррористическая структура (РАТС), которая стала ключевой структурой для борьбы с «тремя силами зла»; странами-членами проводятся ежегодные совместные антитеррористические, военные учения, в которых также принимают участие государства-наблюдатели; проводятся регулярные встречи секретарей советов национальной безопасности и других руководителей силовых ведомств и министерств. Это все указывает на серьезный фундамент в обеспечении региональной безопасности.
Тем не менее, для решения собственных вопросов по линии региональной безопасности, в период председательства Казахстан, рассматривая «Афганскую проблему» должен обратить внимание, что из всех многосторонних переговорных площадок, на которых активно обсуждается будущее Афганистана, ШОС имеет особое значение.
Во-первых, вопрос безопасности Афганистана побудил членов ШОС в 2005 году создать Контактную группу «ШОС-Афганистан», которая стала переговорной площадкой для углубления понимания проблемы и поиска решений. Несмотря на то, что не все планы были реализованы в полном объеме, в целом деятельность группы доказала свою состоятельность.
Следует обратить внимание, что формат Контактной группы работал непостоянно и имеет значительный потенциал в его реализации. В 2009 году деятельность группы была приостановлена, однако в 2019 году работа была возобновлена и проведено заседание, в рамках которого участники ШОС обсудили и согласовали проект Дорожной карты дальнейших действий Контактной группы «ШОС-Афганистан» [19].
Во-вторых, одним из сравнительных преимуществ ШОС является достаточно широкий охват направлений сотрудничества. ШОС может поддерживать стабильность в регионе не только посредством военных учений и других силовых мер безопасности, но и с помощью финансирования отдельных отраслей экономики и торговли с целью взаимной выгоды разных участников организации. Необходимо отметить, что роль Афганистана не должна быть ограничена только пассивным получением экономической или военно-технической помощи от ШОС. У стран-участниц ШОС, особенно у Китая и стран Центральной Азии, есть планы вовлечь Афганистан в создание региональной транспортной, логистической и энергетической инфраструктуры. В этой связи Казахстану совместно с партнерами по Организации следует активно задействовать механизм экономического решения вопросов региональной безопасности.
В-третьих, Генеральный секретарь ООН А. Гуттериш в 2021 году на саммите ШОС в онлайн формате отметил важность скоординированной работы ООН и ШОС в решении афганской проблемы. По итогам встречи страны-участницы достигли консенсуса в том, что с целью установления региональной стабильности будут способствовать плавному переходу ситуации в Афганистане и направлять данное государство к построению широкой и инклюзивной политической структуры [20].
В этой связи, для улучшения «Афганского направления» Казахстану в рамках своего активного участия в Организации следует более активно вовлекать структуры ООН в совместном с ШОС решении «Афганской проблемы».
(4) Водная безопасность
Вопросы экологической и водной безопасности Казахстана остро стоят на повестке дня. Это подтверждает проведенное 15 мая т.г. заседание Совета Безопасности, на котором были рассмотрены вопросы экологической и водной безопасности [21].
Казахстан, как государство с ограниченными водными ресурсами, сталкивается с острой проблемой водообеспечения из-за большой части своей территории, которая относится к пустынным и полупустынным засушливым регионам. Эта проблема касается не только хозяйственной деятельности, но и потребления населением, особенно в центральном Казахстане.
Особую остроту проблема устойчивого водообеспечения в Казахстане приобретает из-за того, что истоки наиболее важных поверхностных водных и трансграничных рек находятся на территории соседних государств — стран-партнеров ШОС.
Согласно аналитическим материалам [22], на территорию Казахстана в общей сложности поступает около 44 км3 воды при общем объеме располагаемых водных ресурсов страны 100,5 км3. То есть водообеспечение Казахстана составляет не более 56%, что ставит водную безопасность в зависимость соседних государств.
Расширение экономической активности в этих странах ведет к сокращению поступления части стока водных ресурсов на территорию Казахстана.
К примеру, активное агропромышленное и нефтегазовое развитие китайской провинции СУАР несет вызовы и угрозы для экологической безопасности Казахстана. В частности, по оценке экспертов, существует опасность существенного снижения уровня воды в озере Балхаш из-за увеличения водозабора китайской стороной, в том числе для нужд растущей экономики провинции СУАР [23].
С 1995 по 2015 год площадь орошаемых пахотных земель на китайской стороне увеличилась на 30% процентов. Как отмечают эксперты, интенсивный отбор воды китайской стороной из Иртыша достиг объемов более 3 км3 в год с перспективой увеличения до 5 км3, что ведет к серьезному снижению уровня воды в Иртыше.
По их мнению, в случае сохранения данной тенденции, то к 2050 году Казахстан столкнется с серьезным дефицитом водных ресурсов в юго-восточном Казахстане, в результате могут наступить негативные последствиями социально-политического характера в регионе.
Несмотря на то, что Казахстаном активно ведутся переговоры на двустороннем уровне, тем не менее, ситуация в вопросе трансграничных рек остается крайне актуальной в целях обеспечения национальной безопасности.
Кроме того, в настоящее время в Афганистане продолжается строительство канала Кош-тепа, по которому планируется отводить из Амударьи до 10 км3 в год или до 15% всего водосбора реки Амударьи. Строительство канала в существенной степени повлияет на целые отрасли экономики Узбекистана и Туркменистана и стабильности всего региона Центральной Азии [24].
Проблемным вопросом в решении данной проблемы является отсутствие исторической договорной базы с Афганистаном в вопросе трансграничных рек, проблемы признания власти Талибов со стороны международного сообщества и желание Талибана расширить пастбищные земли в северном Афганистане. Эти обстоятельства существенно снижают переговорные позиции стран Центральной Азии в данном вопросе.
Более того, дефицит водных ресурсов несет риски возникновения военных конфликтов на пространстве ШОС.
К примеру, из-за разногласий доступа к водным ресурсам 27 мая т.г. между Ираном и Афганистаном возник вооруженный конфликт, в ходе которого погибли трое человек [25]. Несмотря на быстрое урегулирование конфликта, данный прецендент вооруженного конфликта за водные ресурсы указывает на необходимость решения вопросов трансграничных рек на многостороннем уровне. В этой связи активизация вопросов трансграничных рек имеет особую актуальность на пространстве ШОС.
IV. Анализ точек соприкосновения
В целях определения конкретных приоритетов по линии поведения Казахстана в период председательства, проведен экспертный опрос на тему определения точек соприкосновения Казахстана с другими странами-членами ШОС. Цель опроса – определить перспективные направления сотрудничества Казахстана в рамках председательства, с какими государствами следует взаимодействовать по конкретным темам сотрудничества, определить степень воздействия этих стран на казахстанскую государственную политику.
По итогам опроса анализом выработана матрица перспективных направлений сотрудничества со странами ШОС, с определением конкретных уровней перспективы взаимодействия (зеленая зона – высокая перспектива, желтая зона – средняя перспектива, красная зона – низкая перспектива сотрудничества).
Результаты экспертного опроса
В рамках проведенного исследования, в период с 22 апреля по 27 апреля 2023 проведен экспертный опрос среди сотрудников МИД и других экспертов в сфере внешней политики, где были затронуты вопросы деятельности Казахстана в Шанхайской Организации Сотрудничества.
Опрос проведен посредством электронной формы анкетирования Google Forms. Исследованием было охвачено 40 респондентов.
Респондентам были предложены вопросы касательно основных рисков и глобальных угроз внешней политике Казахстана, степени присутствия основных партнеров в ближайшей перспективе, актуальность вопросов в повестке международных организаций, вопросы касательно основных принципов и инструментов в линии поведения Казахстана в азиатских международных организациях.
(1) Вызовы и риски
В ТОП-3 вызовов для Казахстана в ближайшей перспективе, по мнению экспертов, входят: усиление геополитического соперничества между ведущими державами, дефицит водных ресурсов, продовольственный кризис.
Главным вызовом для большинства респондентов (57.5%) является усиление геополитического соперничества между ведущими державами. На втором месте по мнению опрошенных — дефицит водных ресурсов (55%), 37,5% выделяют продовольственный кризис.
Также, по мнению экспертов, основными вызовами являются: экономический спад региона (30%), межэтнические столкновения (27,5%), усиление энергетического дисбаланса и транспортно-логистическая изоляция (по 25%). Наименьшими вызовами для Казахстана являются: вспышка новых пандемий (5%) и гибридные войны (2,5%).
Таблица 1. Глобальные вызовы
По мнению опрошенных экспертов, основными глобальными рисками для Казахстана в ближайшую перспективу являются: риск дисбаланса многовекторной политики, попытки подрыв конституционного строя и национальной безопасности, давление через блокирование путей внешней торговли.
В целом, ТОП 5 основных внешнеполитических рисков по мнению респондентов выглядит следующим образом: риск дисбаланса многовекторной политики (42,5%), попытки подрыва конституционного строя и национальной безопасности (42,5%), информационное давление (40%), давление через блокирование путей внешней торговли (40%), раскачивание ксенофобий (37,5%).
Меньше всего эксперты отмечают риски затягивания долгосрочных инвестиционных проектов и инфильтрации экстремистских группировок в страну, к этому мнению склоняются менее 18% респондентов.
Таблица 2. Глобальные риски
(2) Оценка взаимодействия со странами ШОС
По мнению опрошенных, наиболее активными в продвижении своего влияния в Казахстане будут Россия и Китай.
В частности, 80% респондентов придерживаются мнения, что Пекин будет усилять свое присутствие в стране. 40% считают, что Китай намеренно будет предпринимать попытки по «максимальному расширению» своего влияния на казахстанскую государственную политику.
Наиболее вероятными вопросами продвижения будут являться инвестиционное партнерство и транспортно-логистическая взаимосвязанность. Этого мнения придерживаются 60 и 65 процентов опрошенных. Также респонденты полагают, что на повестке дня будут стоять вопросы экономической интеграции (52,5%), вопросы безопасности, создания инфраструктурных проектов и торговое сотрудничество (по 47,5%). Наименее вероятными вопросами на повестке дня будут являться вопросы внедрения единой валюты (10%) и создания единого информационного пространства (5%).
На втором месте — Россия. Около 60% респондентов придерживаются мнения, что Россия будет расширять свое присутствие в стране. 32,5% из них считают, что Москва будет стараться «максимально усилить» свое воздействие на казахстанскую политику через различные инициативы.
Как отметили более 65% респондентов, наиболее вероятными вопросами продвижения будут являться политическая и экономическая интеграция. Также эксперты полагают, что на повестке дня будут стоять вопросы безопасности (60%), торговли (45%) и транспортной взаимосвязанности (42,5%). Наименее вероятными вопросами по мнению экспертов будут вопросы создания совместных инфраструктурных проектов (22,5%) и внедрения единой валюты (20%).
Как показывают результаты опроса, степень влияния стран Центральной Азии на казахстанскую государственную политику вырастет незначительно. В частности, всего 20% респондентов считают, уровень присутствия стран ЦА существенно повысится, 45% полагают, что останется на прежнем уровне либо повысится незначительно. Это обусловлено схожей внешнеполитической моделью поведения стран ЦА, активизацией сотрудничества в форматах C5+1 и других многосторонних площадок.
Актуальные повестки взаимодействия со странами Центральной Азии относительно других партнеров заметно шире.
Так, в тройка основных направлений взаимодействия по мнению опрошенных являются: вопросы безопасности, экономической интеграции и транспортной взаимосвязанности, в среднем около 56% каждая. Половина (50%) респондентов отметило важность взаимодействия в сфере торговли и культурно-гуманитарного сотрудничества. Это является следствием культурной и языковой общности, а также усилением взаимодействия по линии Организации Тюркских Государств (ОТГ).
Как показал опрос, наименее актуальными вопросами на повестке дня являются вопросы внедрения единой валюты (7,5%), и инвестиционного партнерства (9%).
Что касается Индии и Пакистана, то по мнению опрошенных 48,7% респондентов Индия будет усилять свое присутствие в регионе, У Пакистана показатели значительно ниже – всего 17%.
Наиболее вероятными направлениями сотрудничества с Индией будут торговля и инвестиции. Такого мнения придерживаются 51,2% и 29% респондентов. Наименее вероятными сферами взаимодействия опрошенные считают сферы политической интеграции (7%) и транспортной взаимосвязанности (14%).
Основной темой сотрудничества с Пакистаном также является торговля (41%), тем не менее, в отличие от Индии вопросы безопасности находятся на втором месте – 29,2% опрошенных. Наименее вероятными темами считаются вопросы политической интеграции (4%), транспортной взаимосвязанности (4) и инвестиций (3%).
С вступлением Ирана в «семью ШОС» также следует рассмотреть перспективные повестки взаимодействия с данным государством. По мнению экспертов, вопросы торговли (39%), транспортной взаимосвязанности (34,1%) и культурно-гуманитарного сотрудничества (29,2%) будут основными направлениями взаимодействия.
В случае успешного прохождения процедур вступления в ШОС Беларуси, Казахстану в рамках ШОС следует уделять приоритетное внимание с Беларусью в вопросах торговли и экономической интеграции. Такого мнения придерживаются 39 и 36,5 процентов респондентов. Наименее перспективными темами сотрудничества остаются вопросы инвестиций и транспортной взаимосвязанности – по 7%.
Исходя из полученных ответов экспертов, можно сделать вывод, что Казахстану в рамках своего председательства следует уделить приоритетное внимание экономическому сотрудничеству (6 зеленых, 9 желтых зон), безопасности (2 зеленых, 3 желтых зон) и транспортной взаимосвязанности (2 зеленых и 2 желтых зон). В целом матрица перспективных повесток Казахстана подробно отражена в таблице 3.
Таблица 3. Матрица перспективных повесток взаимодействия со странами ШОC
V. Выводы и рекомендации
Шанхайская Организация Сотрудничества является важным вектором во внешней политике Казахстана. Несмотря на большой размах деятельности и дублировании некоторых функций с другими региональными организациями, ШОС верно служит принципам «Шанхайского духа»: взаимного доверия, равенства, взаимной выгоды и уважению к многообразию культур, что делает ее уникальной платформой в современных международных отношениях.
Казахстану, в рамках своего предстоящего председательства следует придерживаться экономического развития организации с упором на развитие транспортно-логистического направления. В вопросе региональной безопасности следует активизировать совместную с партнерами контактной группы «ШОС-Афганистан», уделить внимание поддержки реализации совместных инфраструктурных проектов и создания инклюзивного правительства.
Кроме того, с учетом надвигающихся последствий климатических изменений, Казахстану в рамках председательства в ШОС следует акцентировать внимание на «превентивной дипломатии» в вопросах обеспечения водной безопасности и урегулированию вопросов трансграничных рек. Это в свою очередь потребует активизации межкультурного сотрудничества в рамках ШОС, обмена опытом, повышения взаимного доверия между экспертами в сфере водных вопросов.
Наряду с этим, используя разработанную матрицу перспективных повесток взаимодействия следует точечно определить основные направления сотрудничества с конкретной страной-членом ШОС.
К примеру, в этом году исполняется 10 лет инициативе «Пояса и пути», в этой связи китайская сторона намерена проводить больше совместных проектов, не только в инфраструктурном плане, но также по линии культурно-гуманитарного сотрудничества.
В целом, в рамках председательства Казахстана в ШОС предлагаются следующие инициативы:
В сфере региональной безопасности
Для решения вопросов региональной безопасности, по мере решения вопроса легитимности власти движения Талибан*, Казахстану в рамках председательства следует активизировать деятельность контактной группы «ШОС – Афганистан».
Как было отмечено в докладе, развитие Афганистана следует рассматривать не только через призму предоставления гуманитарной помощи, но и с помощью финансирования отдельных отраслей экономики и торговли с целью взаимной выгоды разных участников организации. Этот процесс должен сопровождаться планомерным вовлечением Афганистана в развитие региональной транспортной, логистической и энергетической инфраструктуры, которое критически важно как для восстановления экономики страны, так и для повышения уровня сопряженности различных со направленных интеграционных инициатив, выдвинутых лидерами наших государств.
Особый акцент следует уделить энергетическим и транзитным инфраструктурным проектам. Реализациях их является стратегической необходимостью связывания Центральной и Южной Азии.
В этом отношении представляется целесообразным активизировать работу над проектом Плана практических мер содействия социально-экономическому восстановлению Афганистана в рамках контактной группы.
В контексте водной безопасности
Как было указано в докладе, вопрос трансграничных рек остро стоит на повестке дня ШОС. Казахстан, как государство находящиеся в некоторой зависимости от водных ресурсов со стороны стран-партнеров по ШОС максимально заинтересован в научно-экспертной деятельности вопроса дефицита водных ресурсов.
По оценкам экспертов в Китае работает около 30 исследовательских центров, непосредственно занимающиеся водными проблемами. Наряду с этим, в Казахстане имеется дефицит специалистов в сфере водной проблематики, не хватает экспертного потенциала, в целях грамотного продвижения национальных интересов на переговорных площадках.
В этой связи, в рамках председательства Казахстана в ШОС рекомендуется инициировать сопряжение исследовательских институтов в сфере водной безопасности стран ШОС. Это поможет укрепить взаимное доверие между экспертами, понять повестку дня в данной сфере между странами, повысить потенциал казахстанских специалистов в сфере водной безопасности и институализировать данный вопрос на уровне ШОС.
В сфере энергетического сотрудничества
В рамках своего председательства предлагается активизировать работу Энергетического клуба ШОС. Расширение ШОС в виде вступления Ирана в качестве полноправного члена, присоединение в качестве партнеров по диалогу ряда арабских стран – Египта, Кувейта, Катара, ОАЭ и Саудовской Аравией резко усиливает потенциал энергетического сотрудничества.
К примеру, совокупные доказанные запасы нефти стран «семьи ШОС» выросло до 22% от мировых запасов (345 млрд. баррелей). Казахстан, Россия и Иран входят в число крупнейших игроков на мировом рынке черного золота. Страны члены-ШОС имеют опыт сотрудничества друг с другом, а также с Саудовской Аравией в рамках механизма «ОПЕК+», оказывающего серьезное влияние на объемы поставок нефти на мировой рынок и формирование цен на нее. Не исключено, что в будущем на полях ШОС поставщики смогут обсуждать пути и способы влияния на глобальную нефтяную ситуацию. Вероятность этого тезиса повышается в связи с нормализацией отношений Саудовской Аравии и Ирана в этом году при посредничестве Пекина, а также покупки российской и частично арабской нефти в китайской валюте.
Более того, ШОС также выходит на первое место в мире по доказанным запасам природного газа (35% мировых запасов или 90 трлн. кубометров). Россия и Иран – мировые лидеры с запасами 50 и 34 трлн. куб. м соответственно. Значительными запасами обладают Китай, Узбекистан и Казахстан. Налаживание энергетического диалога с Катаром добавит еще 24 трлн. куб. м природного газа. Что касается атомной энергетики, Казахстан является признанным мировым лидером по запасам и добыче урана.
В целом, энергетический и сырьевой компонент ШОС важен для промышленного и технологического развития всего пространства организации, в составе которой находятся ведущие экономики и торговые державы развивающегося мира в лице Китая и Индии. Сырьевой компонент служит также подпоркой для дальнейшего расширения потребительского потенциала стран организации, поскольку численность населения ШОС с приходом Ирана вырастит почти до 3,5 млрд человек.
В контексте нераспространения оружия массового поражения
Казахстан, являясь лидером в области ядерного нераспространения и лидером в сфере производства «мирного атома», следует рассмотреть возможность продвижения этого тезиса в рамках ШОС.
Вступление Индии, Пакистана и Ирана в организацию в конечном счете потребует включения вопросов ядерной безопасности в совместную работу.
Необходимо отметить, что данный вопрос уже поднимался на площадке ШОС. Еще в 2005 году исполнительный секретарь ШОС Чжан Дэгуан, признал, что вопрос нераспространения ядерного оружия может быть предметом обсуждения для всех сторон.
Это также может привлечь внимание западных партнеров к казахстанской инициативе и укрепить позиции Казахстана как «средней державы».
Справедливо отметить, что вопрос ядерного нераспространения в рамках ШОС еще недостаточно исследован, и потенциал партнерства по данному вопросу в должной степени не раскрыт. В этой связи предлагается предварительно изучить тезис ядерного нераспространения на площадке ШОС.
В контексте усиления геополитического соперничества крупных держав
В случае усиления риска дисбаланса многовекторной политики, Казахстану следует скорректировать свое участие в ШОС с позиции эффективного взаимодействия в диалоговую площадку, с усилением позиций в других механизмах. Примером может служить активизация резервных возможностей по линии Организации Тюркских Государств и других многосторонних площадок и механизмов, к примеру «C5 + 1». Это способствует нивелированию внешнего давления на Казахстан, в случае прямого воздействия на казахстанскую внешнюю политику.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
- Стратегия развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года //Link: https://policy.asiapacificenergy.org/sites/default/files/Development%20Strategy%20of%20the%20Shanghai%20Cooperation%20Organization%20until%202025%20%28RU%29_0.pdf
- О стратегических приоритетах безопасности и развития на евразийском пространстве до 2025 года // Link: https://anspa.ru/wp-content/uploads/2021/06/develoPment-uP-to-2025.pdf
- Стратегия развития ШОС до 2025 года. Ключевые тезисы // Link: https://tass.ru/politika/2110040?ysclid=liugoykd2971293186
- Шанхайская организация сотрудничества: возможности для России // Link: https://cyberleninka.ru/article/n/shanhayskaya-organizatsiya-sotrudnichestva-vozmozhnosti-dlya-rossii/viewer
- Сианьская декларация саммита «Китай — Центральная Азия» // Link: https://russian.news.cn/20230519/ee695839ae1746f2817a6cdae02d3f87/c.html
- Shanghai Cooperation Organisation and India’s Strategic Options in Central Asia // Link: https://capsindia.org/shanghai-cooperation-organisation-and-indias-strategic-options-in-central-asia/
- Муратбекова А. (2019) Кризис идентичности Шанхайской организации сотрудничества: что будет дальше? // Вестник международных организаций. Т. 14. № 4. С. 138—160
- ШОС после расширения: риски, возможности, перспективы // Link: https://dku.kz/content/2018%20Шанхайская%20организация%20сотрудничества%20после%20расширения%20риски%20возможности%20и%20перспективы.pdf
- Историческое значение Самаркандского саммита ШОС// Link: http://rus.sectsco.org/discuss/20221027/921605/Istoricheskoe-znachenie-Samarkandskogo-Sammita-ShOS-Syuy-Bu-19092022-g.html
- Проблемы взаимодействия ШОС и стран Запада// Link: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-vzaimodeystviya-shos-i-stran-zapada/viewer
- 美国对华竞争加剧背景下中亚国家外交政策的新变化 // Link: https://www.siis.org.cn/2023nd3q/14830.jhtml
- International ordering and Great Power Competition: lessons from Central Asia // Link: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2023/02/FP_20230207_central_asia_basing_cooley.pdf
- Центральная Азия на перепутье: меняющиеся роли России и Китая в регионе и последствия для мира и стабильности // Link: https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=&ved=2ahUKEwijgYL21sD_AhWCcfEDHZkwCsYQFnoECA8QAQ&url=https%3A%2F%2Fwww.saferworld.org.uk%2Fdownloads%2Fpubdocs%2Fcentral-asia-at-a-crossroads—russian.pdf&usg=AOvVaw2_eix8NUOvhT4CjA9T2Kxt
- Интеграция поневоле. Почему Казахстан и Узбекистан не боятся газового сближения с Россией // Link: https://carnegieendowment.org/politika/89139
- Лидеры ШОС обсудили ситуацию в Афганистане // Link: https://www.aa.com.tr/ru/мир/лидеры-шос-обсудили-ситуацию-в-афганистане-/2367326
- General Kenneth F. McKenzie Jr., Commander, U.S. Central Command, Hols a Press Briefing // Link: https://www.defense.gov/News/Transcripts/Transcript/Article/2924617/general-kenneth-f-mckenzie-jr-commander-us-central-command-holds-a-press-briefi/
- International ordering and Great Power Competition: lessons from Central Asia // Link: https://www.brookings.edu/wp-content/uploads/2023/02/FP_20230207_central_asia_basing_cooley.pdf
- OPIUM CULTIVATION IN AFGHANISTAN: Latest findings and emerging threats // Link: https://unsdg.un.org/ru/latest/stories/v-2022-godu-proizvodstvo-opiumnogo-maka-v-afganistane-vyroslo-na-32-procenta
- Роль ШОС в контексте “афганской проблемы”// Link: https://cyberleninka.ru/article/n/rol-shos-v-kontekste-afganskoy-problemy/viewer
- Решения, принятые на саммите ШОС в Душанбе, имеют эпохальное значение и открывают новую веху в поступательном развитии Организации// Link: http://rus.sectsco.org/archive_news/20211012/784476.html
- Президент провел заседание Совета Безопасности// Link: https://www.akorda.kz/ru/prezident-provel-zasedanie-soveta-bezopasnosti-154584#:~:text=15%20мая%202023%20года,докладом%20о%20состоянии%20экологической%20безопасности.
- Угрозы водной безопасности в Республике Казахстан в трансграничном контексте и возможные пути их устранения// Link: http://www.icwc-aral.uz/workshop_march08/pdf/ryabtsev_ru.pdf
- What Is China’s Role in Central Asia’s Changing Climate?// Link: https://thediplomat.com/2022/07/what-is-chinas-role-in-central-asias-changing-climate/
- What Afghanistan’s Qosh Tepa Canal Means for Central Asia// Link: https://thediplomat.com/2023/04/what-afghanistans-qosh-tepa-canal-means-for-central-asia/
- A Compulsive Embrace Beneath the Afghanistan-Iran Water Conflict// Link: https://thediplomat.com/2023/05/a-compulsive-embrace-beneath-the-afghanistan-iran-water-conflict/