Лидеры стран Центральной Азии идут в потенциальную ловушку, ведомые недавним стремлением Китая вовлечь их в союз с восточной державой. Регион, который даже в течение последних нескольких лет выступал за форму неприсоединения к крупным державам – балансированием, которое Казахстан назвал «многовекторной дипломатией» – сегодня рискует стать все более лояльным к Пекину, а значит и более зависимым от него.

Пять лидеров стран Центральной Азии недавно посетили г. Сиань в центральном Китае, чтобы встретиться с китайским лидером Си Цзиньпином на саммите «Китай – Центральная Азия».

Новый саммит под руководством Китая направлен на укрепление региональных связей с Пекином, и это первое из трех мероприятий в этом году, на котором лидеры Центральной Азии встретятся с Президентом Си Цзиньпином лицом к лицу. На саммите китайский лидер предпринял шаги, чтобы убедить страны Центральной Азии в том, что в этом быстро поляризующимся мире они могут рассчитывать на Китай.

Были и другие мотивы, чтобы помочь странам Центральной Азии в этом убеждении. Казахстан и Китай подписали соглашение о новой программе промышленной кооперации. Пекин обязался поддержать казахстанские предприятия и увеличить число туристов, посещающих страну. Кыргызстан и Китай объявили о создании нового инвестиционного фонда, направили Китаю приглашение открыть филиалы своих банков в стране, а также добавили Кыргызстан в список стран, которые китайским гражданам разрешено посещать в качестве туристов.

Если посмотреть на двусторонние заявления, принятые по итогам Сианьского саммита, то заявление Китая и Узбекистана содержит 28 пунктов, заявление Китая и Казахстана – 7, Китая и Кыргызстана – 11, а Китая – Таджикистана — 18. Самое важное, Китай планирует открыть Секретариат саммита «Китай — Центральная Азия» с 19 отдельными каналами прямого взаимодействия с регионом, отойдя от своего давнего предпочтения работать на двусторонней основе, чтобы попытаться связать всю Центральную Азию с Китаем, независимо от того, какие внутриполитические изменения там происходят.

Страны Центральной Азии по-разному воспринимают инициативы Китая. Например, Казахстан и Узбекистан ранее демонстрировали некоторое нежелание взаимодействовать с Пекином, чем некоторые из их соседей. Однако в регионе прослеживается четкая тенденция к сближению с крупной державой на востоке.

В то время как Китай наращивает свою кампанию убеждения, возможности стран Центральной Азии сотрудничать с другими иностранными игроками, кроме Пекина, сократились. Россия втянута в войну с Украиной, уход Соединенных Штатов из Афганистана снизил внимание Вашингтона к региону. Более того, недавние программы, направленные на расширение сотрудничества с Центральной Азией под руководством Турции, Индии, Европейского Союза и США, не соответствуют растущим китайским инициативам во всех секторах, направленным на формирование глубокой региональной зависимости от Китая.

Китай также прилагает усилия по экономической интеграции, которые подпитывают аппетиты местных чиновников, препятствуя принятию обязательств по реформам и получению помощи на развитие от международного сообщества. Только в Кыргызстане в период с 2014 по 2019 год произошло пять крупных коррупционных скандалов с участием китайской компании и местных политиков высшего уровня, включая двух бывших премьер-министров и двух бывших мэров крупных городов.

Китай активно работает над сохранением своего доминирующего положения в торговле товарами с Центральной Азией через субсидируемую государством железную дорогу, которая в последнее десятилетие отбила у Центральной Азии желание инвестировать в новый торговый маршрут – Средний коридор, соединяющий регион с Европой через Каспийское море, тем самым сдерживая торговлю с Европой.

Хотя некоторые европейские страны готовы предоставить региону промышленные технологии, Китай в последние годы проявляет большую активность в этом сотрудничестве. В настоящий момент существует 56 китайских проектов по передаче промышленных технологий в Казахстан, десяток проектов в Узбекистане, 40 обсуждаемых с Кыргызстаном и несколько в Таджикистане. В их числе в сфере переработки урана в Казахстане, который занимает 2 место в мире по запасам урана.

В сфере образования Китай предлагает региону множество программ, напрямую конкурируя с другими иностранными игроками за самых талантливых студентов из Центральной Азии. Он также экспериментирует с новыми профессионально-техническими инициативами, такими как «Мастерская Любаня», китайский проект по обучению навыкам, в надежде углубить торговые связи. Первая такая школа в Центральной Азии открылась в ноябре в Душанбе, Таджикистан.

Включение мульти в многовекторность

Несмотря на стремление Центральной Азии не допустить доминирования какой-либо крупной державы в регионе, «многовекторный» подход оказалось трудно реализовать на практике, поскольку амбиции и активность Китая в регионе стремительно возросли. Внутри страны лидеры центральноазиатских стран объясняют свое подчинение китайским интересам тем, что они стеснены в средствах, не имеют выхода к морю и имеют общую протяженную границу с Китаем. Эксперты по Центральной Азии часто утверждают, что у региона нет другого выбора, кроме как поддерживать тесные отношения со своим гигантским соседом.

Что может побудить Центральную Азию посмотреть за пределы Китая? Одним из возможных вариантов являются социальные изменения. Продолжающийся украинский конфликт стимулирует дискуссии в Центральной Азии о деколонизации – теме, которая еще одно поколение назад считалась бы запретной. Многие в Центральной Азии сейчас признают, что длительное сохранение российского влияния имело серьезные последствия для политической и социальной жизни, и они обратились к возрождению языков Центральной Азии и национальных героев в качестве шага к большей автономии.

По мере того, как регион будет все дальше отделяться от советского прошлого, страны Центральной Азии, вероятно, предпримут еще более активные поиски национальной идентичности. Китай, предвидя эти события, приложил серьезные усилия для продвижения историй, изображающих «гармоничный Шелковый путь». Однако это немного странная концепция, которую можно навязать жителям Центральной Азии. Многие из жителей стран выросли, зная, что Великая Китайская стена была построена после постоянных нападений тюркских племен.

Возглавляемая Турцией Организация тюркских государств (ОТГ) может стать еще одним вектором для Центральной Азии, направленным на восстановление ее тюркской идентичности, развитие более прочных отношений в регионе и получение возможностей для реализации внешней политики не находясь в тени Китая или России.

Со временем жители Центральной Азии могут обнаружить, что их исторические корни и культура неотделимы от их тюркских собратьев в Синьцзяне. Странам Центральной Азии может стать ясно, что их собственный исторический опыт с Российской империей ничем не отличается от опыта жителей Синьцзяна под властью Китая. Признание этого факта также подтолкнет страны Центральной Азии к поиску связей за пределами Пекина.

Фотографии лидеров, пожимающих друг другу руки в Сиане, могут усилить впечатление, что Китай заручился лояльностью Центральной Азии. Если это и так, то только на короткий срок. Рано или поздно регион, не имеющий выхода к морю, скорее всего, отступит от дипломатии, ориентированной на Китай. Когда это произойдет, страны Центральной Азии смогут больше сосредоточиться на развитии и поддержании многочисленных вариантов за рубежом, а также на развитии своей региональной идентичности, внешнеполитической стратегии, торговли и безопасности.

_______________________________

Мнения, выраженные в статье, принадлежат исключительно авторам и не отражают точку зрения портала globalaffairs.kz.